Святой апостол Андрей Первозванный

 

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Тропарь

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго. Кондак

Во имя Отца и Сына и Святого Духа основана эта церковь в честь и память святого апостола Андрея Первозванного при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, Митрополите Киевском и всея Украины Владимире, при святительстве Преосвященнейшего Митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона  в лето от сотворения мира 7519, от Рождества же по плоти Бога Слова в 2011 августа месяца и 8 дня (июля и 26 дня).

Престольный праздник храма в честь и память святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября) 13 декабря.

Житие святого апостола Андрея Первозванного

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды (Ин.1:44). С юности будущий апостол всей душой обратился к Богу и благочестиво ожидал Мессию. Он не был женат и вместе со своим братом занимался рыболовством, жил в доме брата Петра в Капернауме (Мк.1:16,29). Когда над Израилем прозвучал призывающий к покаянию голос святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал одним из его учеников. Именно Иоанн Креститель направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав на Него, как Спасителя, сказал: «вот Агнец Божий» (Ин.1:36). Они же, обратившись ко Христу, спрашивали, где Он живет. Тогда Христос пригласил их в свой дом земной, в котором они пробыли целый день. А потом призванным Им Филиппу, Нафанаилу и всем нам Господь указал на Его Дом Небесный, говоря: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:51).

Андрей, услышав слово Иоанна Предтечи, первым из апостолов последовал за Христом, потому называется Первозванным. Затем он привел ко Христу Учителю своего родного брата Симона, о котором Иисус, взглянув на него, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин.1:42). Потом Христос, проходя близ моря Галилейского, увидел этих двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, когда они, будучи рыболовами, закидывали сети в море, и сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:18,19; Мк.1:16).

Взойдя на гору, Христос избрал себе двенадцать учеников, также и Андрея, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мар.3:13,14). Господь наименовал их Апостолами (Лук.6:13).  После наставления в вере послал их по двое проповедовать Евангелие, дав «им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10:1). Приказал начать с удела своего  народа, говоря: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:7,8). По слову Учителя они «пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Лук.9:6).

При чудесном насыщении Христом пяти тысяч, Андрей, брат Симона Петра, с удивлением говорил: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин.6:8,9). Но Господь с молитвой благодарения Богу раздал из этого малого столько, сколько кто хотел есть, и еще осталось двенадцать коробов кусков от пяти ячменных хлебов. Указав так на Бога, как неиссякаемый Источник жизни вечной, и её благ нынешнего и будущего века. И затем учил Апостолов о Царствии Божьем, о том как, служа Богу, служить ближнему, как при этом нести свой крест, спасая свою душу в жизнь вечную, её вышние блага нынешнего и будущего века.

В ответ на восхищение учениками камнями храма, его крепостью и красотой, Христос предупредил учеников, что всё это будет разрушено. А Его ученики, будучи с Господом на Елеонской горе, напротив храма, Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей наедине спросили Его: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мар.13:3,4). Христос же в ответ много раз указывал на последний день нынешнего века, на Его будущее Пришествие судить мир. Устами Апостола Петра поныне предупреждает, что придет тот «день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10).  И при этом наставляет: «Возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Пет.3:14).
По Воскресению Господь много учил Апостолов о Царствии Небесном. Предупредил о том, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой и будут свидетелями Ему Христу Спасителю до краев земли. А затем благословил их и поднялся в глазах их в облако, устами Ангела предупредив, что таким же образом и вернется. Как повелел Господь ожидать им вначале Духа Святого, так Апостолы, придя с Елеонской горы в Иерусалим, «взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова» (Деян.1:13). С ними была Мария Дева Богородица и другие верные. Тогда на место отпавшего Иуды в размышлении святых ведением Бога Сердцеведца к Апостолам был причислен Матфей.

В день Пятидесятницы по обещанию Христа на Апостолов сошел Святой Дух, и они, прославляя Бога, заговорили на иных языках, получив этот дар Божий общения с язычниками для проповеди Евангелия, начиная от Иерусалима, и до краев земли. В пример того, как каждому человеку и народу, всегда укрепление во Христе и Боге нужно начинать с себя, и только потом идти за порог своего дома. Первыми к язычникам Господом посланы были Апостолы Петр и Павел. На Иерусалимском Соборе Апостол Петр и затем Апостол Павел рассказали, как Господь открыл дверь веры и язычникам, как даровал им Духа Святого и не положил во Христе никакого различия между народами. Апостол Иаков указал на пророков, предсказывавших волю Божию, «чтобы взыскали Господа прочие люди и все народы (Деян.15:17). Тогда после рассуждения по Слову Божию и во Святом Духе соборным разумом и решением с письмом: «…Радоваться всем народам…» Апостолы и все избранные святые Церкви пошли с Благой Вестью каждый своим путем к язычникам.

«Святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Как повествует Повесть временных лет, здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать – Церковь Константинопольскую с ее дочерью – Русской Церковью».

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почтивсех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея» [1].

Ныне имя святого Апостола Андрея Первозванного, его наставление и молитвы являются непреложным в веках началом истории Святой Православной Руси. Благословение святого Апостола Христова доныне с Киевских гор и всей Земли Русской, очерченной Богом океанами, морями и горами, но перетекающей и через них, сияет во все концы земли, Святым Евангелием в верных устах и жизнях призывает всех: «Примиритесь благо во Христе с Богом».

Статья составлена по материалам Нового Завета Святого Писания и Жития святого апостола Андрея Первозванного из «Настольной книги священнослужителя». Т. II, Издательство Московской Патриархии, Москва, 1978 г., С. 345-347.

[1] «Настольная книга священнослужителя». Т. II, Издательство Московской Патриархии, Москва, 1978 г., С. 345-347.